ТОП 10 ТУРОВ ПО ЗАКАРПАТЬЮ

Nach Karpatenukraine!

В начале августа гуляли с немецкими школьниками по Закарпатью. Это уже многолетняя традиция – школьный учитель из Баварии привозит старшеклассников погулять по горам Карпато-Украины (так они называют наш регион), а мы с Русланом помогаем им пережить все трудности походной жизни. В этом году нам повезло с погодой, но встречи с местным населением нас не радовали. За годы независимости оно только деградировало: алкоголь, низкий уровень образования и культуры. Не радуют, а уже и пугают горы мусора, которые в скором будущем заменят горы-Карпаты. Начали маршрут с поездки на электричке Ужгород – Сянки. Это была давняя мечта немецкого учителя, проехаться мостами и туннелями, проложенными через Ужоцкий перевал еще в ХIX веке. От села Сянки вернулись до КПП пограничников на перевале. Шли по тому, что когда-то называлось автомобильной дорогой общегосударственного значения Львов – Самбор – Ужгород. Сейчас от неё осталось одно название. Перед перевалом посетили мемориал, воздвигнутый во славу первого боя Украинских Сечевиков с русскими царскими войсками. Тут поджидал нас первый пограничник, который сразу сообщил о туристах на КПП, где нам устроили фейс-контроль. Обошлось без конфликтов с погранцами, хотя в группе был чёрненький арапчонок, правда с немецким гражданством.

На закарпатской стороне посетили братское кладбище со времён Первой мировой. Далее продолжили маршрут по границе областей до горы Кинчик Гнильский. По дороге посетили истоки реки Уж. У подножья Кинчика не оказалось воды – ручеёк пересох, и нам пришлось продолжить движение дальше через вершину Дрогобычского Камня до горы Старостина. У её подножья справа поляну пересекает линия блиндажей, а чуть ниже болотце, из которого вытекает ручей. Тут и расположились на ночёвку.

Утром перешли через вершину Старостины, и с перевала Хресты начали спуск в село Розтока. На окраине села встретили «сестрёнку» нашего арапчонка – девочку лет десяти чёрненькую и кучерявенькую. Руслан даже приподнял солнцезащитные очки – думал, что картинку затемняют стёкла.

От Росток начали подъем на гору Острая.  Перед её вершиной около родника обогнали группу туристов из Луцка. С вершины сбежали в урочище Прилука и на окраине поляны около ручья разбили лагерь. Часа через два подошли волыняне и поставили свои палатки по соседству. У меня было уже несколько конфликтных ситуаций с хозяином и охранниками фермерского хозяйства, которое расположено в Прилуках. Они уже более десяти лет безуспешно пытаются заниматься конным туризмом, а не своих клиентов выгоняют с этих мест. С таким подходом к туристам туризм не построишь.

В час ночи к луцким товарищам подвалили двое пьяных – сторож с фермы и его собутыльник. Узнав, что гостей с Волыни аж 14 душ, они потребовали денег. Мы с Русланом пошли урегулировать конфликт. Этот процесс занял более часа. В конце концов мы проводили пьянчуг до их сторожки, чтоб по дорожке они не сломали ножки. Только улеглись, как в 4:48 загрохотало. Я спросонья подумал, что танки. Оказалось – местное население едет на ЗИЛ-ах на уборку яфин-черники. Пьяные вопли-матюки, мол нех… спать, гул моторов и свет фароискателей  меня не на шутку встревожили. До утра уже заснуть не получалось.

Позавтракав, мы поднялись на Полонину Руну, где нас встретили сотни грузовиков и тысячи людей, которые собирали чернику. Неприятное впечатление оставили не только горы мусора, которые бросают местные сборщики, но и внешний вид аборигенов. Чёрные, потные, с фиолетовыми от ягод ртами, они больше походили на индийских бедняков, которые рыщут в поисках пропитания на большой свалке. Исправить негативное впечатление мог только вечер в Лумшорах – плотный ужин, холодное пиво и купание в чане. Немцев в два часа ночи от котла пришлось отгонять – уж очень мне хотелось спать. Купание в чане настолько понравилось туристам, что у Мартина родилась идея организовать что-то подобное у себя на родине.

Утром мы поползли на Дилы. Было очень жарко. Каждое движение сопровождалось обильным потовыделением. По планам мы должны были совершить переход Лумшоры – Заричево, но уже в Вильшанках поняли, что солнце слишком ярко, а мы похожи на шашлык на мангале. Сократили маршрут, спустившись в село Турица, а оттуда автобусом до Заричева. На окраине села в урочище Куньске нас ждал шашлык, не переживайте, из свинины:) и еще несколько сюрпризов. Оказалось, что в селе свадьба и дискотека и это всё по соседству с нашими палатками. Меня и Руслана ждала бессонная ночь. Мы сторожили немецких гостей, палатки и снаряжение, которое беспечные дети раскидали по всему лагерю. Слава богу, обошлось без эксцессов. На дискотеке, которую мы посетили, у школьников не было шансов познакомится с местной молодёжью, ведь те не говорят ни на немецком, ни на английском. Поэтому танцевали только до двух часов. Мы вовремя ушли, так как к тому времени местные довели себя до кондиции и начались пьяные потасовки, привезли украденную невесту, до самого утра в лес ездил свадебный лимузин. Всё это сопровождалось громкой однообразной музыкой и яркими светоэффектами. Набожный человек увидя это лет сто назад подумал бы, что настал Армагеддон.

Утром мы уехали в Ужгород, где на автовокзале гостей из Германии ждал автобус и очередные сюрпризы. Икарус, который СССР получило от ВНР за порцию природного газа, пора было списать лет пятнадцать назад. На автобус до Кошице только ужгородским вокзалом было продано 45 билетов, а еще человек 15 купили билеты дистанционно. Прибавим тех 4-5 человек, которых фокусник-водитель умудрился впихнуть без билетов. Ему же тоже надо заработать! Насытившись, Икарус поехал, увозя наших гостей, а мы с Русланом пошли по домам высыпаться.